Модель AQAL (Все сектора, все уровни) - 4

(08-02-2011 16:23) 

 Какой тип: мальчик или девочка?

Следующий компонент прост: каждый из предыдущих компонентов обладает мужественным [маскулинным] и женственным [фемининным] типом. Под этим подразумеваются две основные идеи: первая имеет отношение к идее самих типов, вторая — к мужественности и женственности как одному из примеров этих типов.
Типы просто относятся к вещам, которые могут присутствовать фактически на любой стадии или в любом состоянии. Примером обычной типологии является типология Майерс — Бриггс [опросник Майерс — Бриггс разработан Катериной Кук Бриггс совместно с дочерью Изабеллой Бриггс Майерс на основе концепции К. Г. Юнга о психологических типах, — прим. пер.] (основные типы в которой: чувствующий, мыслящий, сенсорный и интуитивный). Вы можете принадлежать любому из этих типов буквально на каждой стадии развития. «Горизонтальные типологии» такого рода способны приносить большую пользу, особенно если их скомбинировать вместе с уровнями, линиями и состояниями. Чтобы показать, что типологии включают, мы можем использовать пример «мужественности» и «женственности».
Кэрол Гиллиган в своей невероятно влиятельной книге «Иным голосом» (In a Different Voice) указала на то, что и мужчины, и женщины, как правило, проходят развитие через 3 или 4 основных уровня, или стадии, морального развития. Гиллиган, ссылаясь на значительное количество исследовательских данных, отметила, что эти 3 или 4 моральных стадии можно назвать доконвенциональной, конвенциональной, постконвенциональной и интегрированной. Эти стадии в действительности весьма аналогичны тем 3 простых стадиям развития, которые мы используем, — на сей раз в приложении к моральному интеллекту.
Гиллиган обнаружила, что стадия 1 представляет собой нравственность, всецело сосредоточенную на «мне» (поэтому данная доконвенциональная стадия, или уровень, также называется эгоцентрической). Моральное развитие стадии 2 сосредоточено на «нас» таким образом, что моя тождественность вышла за пределы только лишь меня и расширилась до включения других людей в мою группу (поэтому данная конвенциональная стадия нередко называется этноцентрической, традиционалистской или конформистской). Начиная со стадии 3 морального развития моя тождественность вновь расширяется, на сей раз от «нас» ко «всем нам», или всем людям (или даже всем существам, обладающим сознанием) — и посему эта стадия часто называется мироцентрической. Теперь у меня есть забота и сострадание не только для меня (эгоцентризм) и не только для моей семьи, племени или нации (этноцентризм), но и для всего человечества, для всех мужчин и женщин всюду, независимо от расы, цвета кожи, пола или состояния (мироцентризм). И если я разовьюсь ещё дальше, до стадии 4 морального развития, которую Гиллиган называет интегрированной, то…
Ну, до того, как мы взглянем на важное заключение из работы Гиллиган, давайте сперва отметим основной её вклад. Гиллиган была абсолютно согласна с тем, что женщины, как и мужчины, развиваются через 3 или 4 основные иерархические стадии развития. Сама она корректно называет эти стадии иерархическими, поскольку каждая стадия обладает более высокой способностью к заботе и состраданию. Однако она утверждает, что женщины прогрессируют через эти стадии при помощи иного типа логики — они развиваются «в ином голосе».
Мужская логика, или мужской голос, как правило, основана на понятиях автономии, справедливости и прав, тогда как женская логика, или голос, как правило, основана на понятиях отношений, заботы и ответственности. Мужчины склонны к деятельности, женщины склонны к общности. Мужчины следуют правилам, женщины следуют связям. Мужчины смотрят, женщины трогают. Мужчины склонны к индивидуализму, женщины — к отношениям. Один из любимых анекдотов Гиллиган: маленький мальчик и девочка играют вместе, мальчик говорит: «Давай играть в пиратов!» Девочка отвечает: «Давай играть, как будто мы живём по соседству». Мальчик: «Нет, я хочу играть в пиратов!» — «Хорошо, ты играешь в пирата, который живёт по соседству».
Мальчишки не любят, когда девочки находятся рядом в те моменты, когда они играют в игры, подобные футболу, поскольку между двумя голосами случаются серьёзные столкновения, нередко весьма смешные. Несколько мальчиков играют в футбол: ребёнок получает вторую жёлтую карточку и отсылается с поля, и поэтому он начинает плакать. Другие мальчики остаются безучастны, пока ребёнок не перестаёт плакать: в конце концов, правило есть правило, и правило гласит: две жёлтые карточки — и ты покидаешь поле. Гиллиган указывает на то, что если рядом с полем в этот момент будет девочка, она, как правило, начнёт говорить: «Ой, ну ребята, ну дайте ему ещё один шанс!» Девочка видит, как мальчик плачет и хочет ему помочь, хочет к нему отнестись, хочет его исцелить. Это, однако же, сводит мальчишек с ума, ведь они участвуют в игре как инициации в мир правил и мужской логики. По словам Гиллиган, мальчики, таким образом, будут жертвовать чувствами ради того, чтобы спасти правила, девочки же пожертвуют правилами, чтобы спасти чувства.
Иной голос. И девочки, и мальчики будут развиваться через 3 или 4 стадии морального развития (от эгоцентрической к этноцентрической, к мироцентрической, к интегрированной), но они будут это делать в ином голосе, используя иную логику. Гиллиган специально называет эти иерархические стадии у женщин стадиями себялюбия (являющейся эгоцентрической), заботы (являющейся этноцентрической), универсальной заботы (являющейся мироцентрической) и интегрированной стадией. Опять-таки, почему это иерархия? Потому что каждая стадия является более высокой способностью к заботе и состраданию. (Не всякая иерархия плохая, и это хороший пример того, почему.)
Итак, интегрированная стадия или стадия 4 — что это? На 4-ой и высшей стадии морального развития из тех, которые нам известны, мужественный и женственный голоса в каждом из нас проявляют, согласно Гиллиган, тенденцию к интегрированности. Это не значит, что человек на этой стадии теряет различия между мужественностью и женственностью и посему становится как бы мягким, андрогинным и асексуальным существом. На самом деле мужественные и женственные измерения могут ещё более усилиться. Но в действительности это значит, что человек начинает ближе знакомиться и с мужественным, и с женственным аспектами самого себя, даже если он обычно превалирующим образом действует исходя из одного или другого.
Видели ли вы когда-нибудь кадуцей (символ врачебной профессии)? Это жезл, обвитый двумя змеями, с крыльями на своей вершине (см. рис. 2). Сам жезл олицетворяет позвоночный столб, тогда как змеи, обвивающие жезл, олицетворяют отдельные чакры, продвигающиеся по позвоночнику снизу вверх, и сами два змея олицетворяют солнечную и лунную (или мужественную и женственную) энергии в каждой из чакр.
 
Это ключевой момент. 7 чакр, которые попросту являются усложнённой версией 3 простых уровней, или стадий, представляют 7 уровней сознания и энергии, доступных всем людям. (Первые три чакры — пища, секс и власть — грубо относятся к стадии 1; четвёртая и пятая чакры — связующее сердце и общение — в своей основе относятся к стадии 2; и шестая и седьмая чакры — психическая и духовная — являются олицетворением стадии 3.) Важная идея здесь состоит в том, что, согласно великим традициям, каждый из этих 7 уровней имеет мужественный и женственный аспекты, типы, или «голоса». Ни мужественность, ни женственность не выше и не лучше друг друга, — это два равнозначных типа на каждом из уровней сознания.
К примеру, это означает, что в случае 3-ей чакры (чакры эгоцентрической власти) бывает её мужественная и женственная версии: на этой чакре-уровне мужчины стремятся к власти, реализуемой посредством автономии («Да будет по-моему, либо никак!»), женщины стремятся к власти, реализуемой посредством общности или социального взаимодействия («Сделай это по-моему, или я перестану с тобой разговаривать».). То же самое касается и остальных основных чакр: каждая из них имеет солнечное и лунное, или мужественное и женственное, измерение, и никакое из них не является более фундаментальным, и никакое из них нельзя игнорировать.
На 7-ой чакре, однако, как вы можете отметить, и мужественный, и женственный змеи исчезают в своём основании или источнике. Мужественное и женственное встречаются и объединяются у короны — они буквально становятся едины. И именно это открыла Гиллиган в отношении своей стадии 4 морального развития: два голоса в каждом человеке становятся интегрированными, так что появляется парадоксальный союз автономии и отношений, прав и обязанностей, деятельности и общности, мудрости и сострадания, справедливости и милосердия, мужественности и женственности.
Важный момент состоит в следующем: когда бы вы ни использовали ИОС, вы автоматически проверяете ситуацию — в себе, в других, в организации, в культуре — и убеждаетесь, что вы включили и мужественный, и женственный типы с тем, чтобы быть настолько всесторонним и включающим, насколько возможно. Если вы считаете, что между мужественностью и женственностью нет никакого основополагающего различия — или если вы ставите под сомнение эти различия, — то это тоже нормально, и, если пожелаете, вы можете относиться к ним равноценно. Мы просто утверждаем, что в любо случае вам следует убедиться, что вы затрагиваете все основы в отношении и мужественности, и женственности, как бы вы их ни рассматривали.
Однако помимо этого есть множество других «горизонтальных типологий», которые могут принести значительную пользу, если они становятся частью всесторонней ИОС, и интегральный подход соответствующим образом заимствует любую из этих типологий. «Типы» столь же важны, сколь и секторы, уровни, линии и состояния.
Больной мальчик, больная девочка
Вот интересная особенность типов: вы можете иметь здоровые и нездоровые их варианты. Сказать, что кто-то завис в нездоровом типе, значит не осудить его, а понять и более ясно и эффективно общаться с ним.
К примеру, если каждая стадия развития имеет мужественное и женственное измерения, каждое из них может быть как здоровым, так и патологическим, что мы иногда называем «больной мальчик, больная девочка». Это просто ещё один способ горизонтального типирования, который, однако, может оказаться необычайно полезным.
Если здоровый мужественный принцип стремится к автономии, силе, независимости и свободе, то, когда этот принцип становится нездоровым, или патологическим, все эти добродетели оказываются либо слишком выраженными, либо недовыраженными. Мы получаем не просто автономию, но отчуждённость, не просто силу, но доминирование, не просто независимость, но смертельную боязнь отношений и обязательств, не просто стремление к свободе, но стремление к уничтожению. Патологический принцип мужественности не трансцендирует исходя из свободы, а доминирует исходя из страха.
Если здоровый женственный принцип стремится к потоку, отношениям, заботе и состраданию, патологический женственный принцип в них утопает. Вместо того, чтобы пребывать в отношениях, она теряется в них. Вместо здорового «я», объединившегося с другими, она вообще теряет своё «я» и превращается в рабыню тех отношений, в которых она находится. Не связь, но слияние, не состояние потока, но состояние паники, не объединение, но растворение. Патологический принцип женственности находит не полноту в связях, а хаос в слиянии.
При помощи ИОС вы всегда сможете распознать и здоровое, и патологическое мужественное и женственное измерения, развернувшиеся и в вас самих, и в других. Однако важная идея этого раздела проста: различные типологии приносят нам пользу, помогая пониманию и общению с другими людьми. И в отношении любой типологии бывают здоровые и нездоровые варианты какого-либо типа. Указание на нездоровый тип является не путём к осуждению людей, а путём к их пониманию и более ясному и эффективному общению с ними.

Back to top

карта сайта